ЮНИОН КЛИНИК на Марата

ул. Марата, 69, корпус В

ЮНИОН КЛИНИК на Васильевском острове

Средний проспект ВО, 36/40 (ТЦ «Остров»)

Клиника года 2017

В номинации "МедЦентры"

Острые эзофагиты

Стомус

Острые эзофагиты  – острые заболевания, сопровождающиеся воспалительными изменениями слизистой оболочки пищевода, длительностью от нескольких дней до 2-3 месяцев.

Причинами возникновения острых эзофагитов могут служить: инфекции (дифтерия, скарлатина, корь, эпидемический паротит, грипп, парагрипп, аденовирус, цитомегаловирус, герпес, грибковые поражения, туберкулез, сифилис и др.), химические воздействия (ожог кислотой, щелочью, лекарственные средства (например, нестероидные противовоспалительные препараты), препараты калия, антибиотики, цитостатики), физические воздействия (термические ожоги, лучевая терапия, повреждения во время зондирования, ингаляционного наркоза, извлечения инородного тела), пищевые факторы (острая, горячая пища), пищевая аллергия.
Термические, химические и механические агенты оказывают на пищевод прямое повреждающее воздействие, которое приводит к возникновению воспалительного процесса. Развитие инфекционных острых эзофагитов возможно на фоне пониженной иммунологической реактивности организма.

В зависимости от причинной связи различают инфекционные, химические, физические, алиментарные острые эзофагиты.

По эндоскопическим признакам выделяют следующие стадии острых эзофагитов:

• I стадия - отек и гиперемия слизистой;
  • II стадия - появление одиночных эрозий на вершинах отечных складок слизистой оболочки;
  • III стадия - значительный отек и гиперемия слизистой с очагами эрозивной и кровоточащей слизистой оболочки;
  • IV стадия - "плачущая" слизистая оболочка, которая диффузно эрозирована и кровоточит при малейшем прикосновении эндоскопа.

Поражения слизистой оболочки пищевода при этом могут носить очаговый и диффузный характер.

В зависимости от морфологической картины выделяют катаральный, эрозивный, псевдомембранозный, мембранозный, геморрагический, некротический, флегмонозный эзофагиты.

При осложненном течении острых эзофагитов (чаще при повреждении кислотами, щелочами) может наблюдаться рубцовый стеноз (сужение) пищевода, перфорация (разрыв) пищевода, кровотечение, абсцесс, медиастинит, плеврит, пневмония.

Клиническая картина острых эзофагитов зависит от степени поражения слизистой оболочки. Катаральные формы часто протекают бессимптомно, иногда пациент ощущает болезненное прохождение горячей или холодной пищи по пищеводу (одинофагия). При более тяжелом поражении (чаще ожоговом) возникает сильная боль, жжение за грудиной с иррадиацией (распространением) в шею, спину, дисфагия, отрыжка, изжога, гиперсаливация. При эрозивном и геморрагическом остром эзофагите возникает рвота свежей пищей с примесью крови, мелена (кровь в кале). При инфекционном поражении (дифтерия, скарлатина) в рвотных массах могут быть пленки фибрина. В наиболее тяжелых случаях острых эзофагитов (флегмонозный, некротический) развивается шок. Температура тела зависит от основного заболевания, а при прободении (разрыве)  пищевода и развитии медиастинита повышается до фебрильных цифр (свыше 38 градусов).

Диагностика основывается на клинической картине заболевания, данных анамнеза и лабораторно-инструментального обследования. Наиболее информативным диагностическим методом является эндоскопическое исследование, которое проводится при травматическом и ожоговом повреждении не ранее, чем на 6-е сутки. Обнаруживают отек и гиперемию (покраснение) слизистой оболочки пищевода, вязкую слизь и фибринозный налет по стенкам, эрозии, язвы, кровоизлияния.
При цитологическом исследовании мазков при кандидозном (грибковом) эзофагите можно обнаружить мицелий гриба.
Рентгенологически могут определяться неровность контуров пищевода, нарушения его двигательной функции, тонуса, обилие слизи в пищеводе, утолщение, отек складок его слизистой оболочки, депо бария (эрозии, язвы).
Специфические лабораторные методы позволяют уточнить инфекционный фактор (бактериологический метод, иммунно-ферментный анализ, молекулярно-гентическая диагностика с помощью полимеразно-цепной реакции).
Дифференциальный диагноз проводят с другими заболеваниями пищевода, сопровождающимися дисфагией (ахалазией кардии, гастроэзофагорефлюксной болезнью, эзофагоспазмом, дивертикулами пищевода, раком пищевода), язвенной болезнью желудка, функциональной диспепсией, ишемической болезнью сердца.

Лечение зависит от причинного фактора и тяжести острого эзофагита.
При химическом ожоге в первые часы показано промывание пищевода и желудка водой, слабым раствором уксусной кислоты или раствором соды; при неясном повреждающем агенте - молоком; противошоковая терапия. Обязательна срочная госпитализация с последующим консервативным лечением у гастроэнтеролога.
Пациенту рекомендуют диету с соблюдением принципов механического, химического и термического щажения.  При тяжелых некротических, флегмонозных и геморрагических острых эзофагитах проводится парентеральное (внутривенное) питание.
Лекарственная терапия. Для уменьшения нагрузки на поврежденную слизистую пищевода прием внутрь лекарственных препаратов необходимо максимально уменьшить.
При инфекционных острых эзофагитах проводится терапия, направленная на блокирование природы инфекционного агента. Антибиотики широкого спектра действия назначают, основываясь на данных о виде и чувствительности микроорганизма, а также при гнойных и некротических процессах. При цитомегаловирусном или герпетическом острых эзофагитах рекомендуют противовирусные препараты. Для терапии кандидозного эзофагита используют наиболее действенные антимикотические средства.

Лекарственная терапия может включать:

• вне зависимости от происхождения острых эзофагитов с целью местной анестезии внутрь назначают обезболивающие средства;
  • средства для защиты слизистой оболочки и ускорения эпителизации (восстановления целостности эпителия слизистой оболочки;
  • противовоспалительная терапия направлена на уменьшение отека слизистой оболочки, других проявлений воспаления;
  • назначают антисекреторную терапию;
  • средства нормализации моторных процессов в пищеводе;
  • при необходимости осуществляют гемостатическую (уменьшение кровоточивости) терапию;
  • медикаментозные комплексы лечения сопутствующих заболеваний.

Жидкие препараты внутрь принимают в теплом виде, небольшими глотками, в горизонтальном положении с низко опущенным изголовьем кровати. В целях обеспечения наибольшего времени их контакта со слизистой пищевода не рекомендуется запивать данные препараты водой.
Хирургическое лечение проводится при осложненном течении острых эзофагитов. В случае формирования стриктур (сужений) проводят многократное бужирование пищевода, при неэффективности последнего осуществляют резекцию суженного участка с наложением эзофагофундоанастомоза и последующей эзофагопластикой.
При неэффективности перечисленных способов оперативного лечения и наличии абсолютных противопоказаний к хирургическому вмешательству накладывается гастростома.
Профилактика острых эзофагитов заключается в адекватной и своевременной диагностике и лечении основного заболевания.

Запишитесь на прием по телефону +7 (812) 600-67-67
или заполнив форму online - администратор свяжется с Вами для подтверждения записи

«ЮНИОН КЛИНИК» гарантирует полную конфиденциальность Вашего обращения.

Барановский Андрей Юрьевич

Медицинский директор клиники, доктор медицинских наук, профессор, врач высшей категории, гастроэнтеролог, гепатолог, диетолог, терапевт, руководитель центра ВЗК, Член правления Всероссийского научного общества гастроэнтерологов

Протопопова Ольга Борисовна

Главный врач, гастроэнтеролог, диетолог, врач высшей категории,кандидат медицинских наук

Петров Дмитрий Павлович

Кандидат медицинских наук, врач высшей категории, гастроэнтеролог, диетолог, терапевт.

Денисова Ирина Геннадьевна

Руководитель отделения гастроэнтерологии, кандидат медицинских наук, врач-гастроэнтеролог, терапевт высшей категории

Петрова Галина Васильевна

Руководитель отделения функциональной диагностики, гастроэнтеролог, врач высшей категории, кандидат медицинских наук.

Галаджий Лидия Андреевна

Гастроэнтеролог

Савич Инна Александровна

Гастроэнтеролог

Алимова Инна Сергеевна

Гастроэнтеролог, врач ультразвуковой диагностикикандидат медицинских наук

Наш коллектив

• "Юнион Клиник" - победитель конкурса "Клиника года 2017", номинация "Многопрофильная медицинская помощь"
  • Б
    В 2013 году закуплено новейшее оборудование, клиника переехала в новое здание. Европейский уровень медицинских услуг!
  • "Юнион Клиник" - Петербургский филиал клиники "ОН КЛИНИК", удостоенной звания "Компания года", номинация "Медицина"
  • P
    Бронирование парковочного места по звонку пациента. Пожалуйста, звоните не позднее чем за час до приема.

Мы гордимся нашими врачами, ведь среди них есть специалисты мирового...

Часто задаваемые вопросы и ответы специалистов клиники "Юнион Клиник"...

Корпоративным клиентам

Альтернатива полису Добровольного медицинского страхования.