ЮНИОН КЛИНИК на Марата

ул. Марата, 69, корпус В

ЮНИОН КЛИНИК на Васильевском острове

Средний проспект ВО, 36/40 (ТЦ «Остров»)
(812) 600-67-67

Дискинезии желчевыводящих путей

Стомус
Акции и специальные предложения
Акция "Приём гепатолога, д.м.н. - 2500 руб.!"

Дискинезии желчевыводящих путей (дисфункциональные расстройства билиарного тракта) — это изменения тонуса желчного пузыря, желчных протоков и их сфинктеров, проявляющиеся нарушением оттока желчи в двенадцатиперстную кишку, сопровождающиеся болями в правом подреберье.

Дискинезии желчевыводящих путей подразделяют на первичные и вторичные. Под первичными понимают желчные дискинезии без наличия доказанных органических изменений внепеченочной желчевыделительной системы, на их долю приходится всего 10-15%. Вторичные дисфункциональные расстройства билиарного тракта встречаются при бескаменном холецистите, желчнокаменной болезни (ЖКБ), гепатите, циррозе печени, заболеваниях желудка и двенадцатиперстной кишки, после хирургического удаления желчного пузыря (холецистэктомии) и резекции желудка, при беременности, синдроме предменструального напряжения, сахарном диабете, миотонии, при лечении соматостатином.

В механизмах развития дискинезий желчевыводящих путей играют роль следующие факторы:

• нарушения вегетативной нервной регуляции (повышение тонуса парасимпатического или симпатического отдела);
  • нарушения центральной нервной регуляции;
  • патологические (интерорецептивные) рефлексы с различных отделов пищеварительного тракта;
  • нарушения гормональной регуляции.

Выделяют следующие клинические формы дискинезий желчевыводящих путей:
1. По локализации:
а) дисфункция желчного пузыря;
б) дисфункция сфинктера Одди.
2. По причинной обусловленности:
а) первичные;
б) вторичные.
3. По функциональному состоянию:
а) гипотонически-гипокинетическая форма;
б) гипертонически-гиперкинетическая форма.

Клиническая картина. Основные клинические симптомы при дисфункциональных расстройствах билиарного тракта — это боль, диспепсия и невротические расстройства. При гипотонически-гипокинетической форме наблюдаются чувство тяжести в брюшной полости, тупые, длительные боли в области правого подреберья без четкой иррадиации (распространения). Они стихают после приема пищи, желчегонных средств, дуоденального зондирования. Характерны также тошнота, горечь во рту, рвота, неустойчивый стул (запоры, реже – поносы). При гипертонически-гиперкинетической форме боли схваткообразные, кратковременные, с типичной иррадиацией. Могут быть тошнота, рвота, спастические запоры, признаки ваготонии (повышенная функция парасимпатической нервной системы).

Клиническая картина дисфункции сфинктера Одди характеризуется рецидивирующими приступами сильных или умеренных болей более 20 минут, повторяющихся в течение более 3 месяцев и локализующихся:
• в эпигастрии или правом подреберье с иррадиацией в спину  и правую лопатку (билиарный тип);
• в левом подреберье с иррадиацией в спину, уменьшающиеся при наклоне вперед (панкреатический тип);
• опоясывающие (сочетанный тип).
Боль может сочетаться со следующими признаками: начало после приема пищи; появление в ночные часы; тошнота и/или рвота.
Пациенты с дисфункцией сфинктера Одди классифицируются:
I группа – диагностированная дисфункция (манометрия не обязательна).
Критерии:
А.  Классический приступ желчных болей.
Б.  Повышение активности АЛТ и/или ЩФ в 2 раза, выявленные, по меньшей мере, двукратно.
В.  Замедление эвакуации контрастного вещества при эндоскопической ретроградной холангиопанкреатографии (ЭРХПГ) более 45 мин.
Г.  Расширение общего желчного протока более 12 мм.
II группа – предполагаемая дисфункция (манометрия необходима).
Характерные боли и один или два критерия первой группы.
III группа – возможная дисфункция (манометрия необходима, если предполагается хирургическое вмешательство).
Характерные боли без других изменений.

Для диагностики дисфункциональных расстройств билиарного тракта применяют:
1. Неинвазивные методы:
• исследование уровня печеночных и/или панкреатических ферментов во время болевого приступа;
• провокационные болевые тесты (например, тест Нарди);
УЗИ с оценкой функции желчного пузыря и сфинктера Одди;
• количественная сцинтиграфия печени и желчевыводящих путей.
• дуоденальное зондирование;
• рентгенологические методы (холецистография, внутривенная холангиография) в настоящее время используются редко, они позволяют получить информацию о концентрационной и сократительной функции желчного пузыря;
фиброгастродуоденоскопия (ФГДС): состояние большого дуоденального сосочка , наличие заболеваний желудка и двенадцатиперстной кишки.
2. Инвазивные методы:
• ЭРХПГ;
• эндоскопическая манометрия сфинктера Одди.

Дифференциальный диагноз проводят между первичной и вторичной формами дискинезии желчевыводящих путей, холециститом, ЖКБ, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, дуоденостазом.

Лечение. При дисфункциональных расстройствах билиарного тракта, особенно при первичных формах, особое значение имеет психотерапия, применение психотропных и вегетостабилизирующих препаратов .

Медикаментое лечение зависит от вида дискинезии. При гипотонически-гипокинетической дискинезии назначают:

• диету, богатую пищевыми волокнами и растительным маслом, с увеличением продуктов, обладающих холекинетическим действием;
  • тюбажи («слепой тюбаж»);
  • дуоденальное зондирование с интрадуоденальным введением минеральной воды 0,3-1 л (при выраженной гипотонии  — 1–2 раза в неделю);
  • лечебную физкультуру;
  • холеретики и холекинетики курсами по 1 мес;
  • регуляторы моторики;
  • питьевое лечение минеральными водами (воды средней минерализации, прохладные (30–350 С) по 1 стакану 3 раза в день за 15-30 мин до еды).

При гипертонически-гиперкинетической форме  назначают:

• диету с ограничением продуктов, обладающих холекинетическим действием;
  • тепловые процедуры;
  • аналгетики;
  • препараты, обладающие холеспазмолитическим действием:
  • проводится спазмолитическая терапия;
  • вегетотропные средства;
  • нитраты (нитроглицерин, нитросорбид);
  • блокаторы кальциевых каналов;
  • широко используются препараты растительного происхождения, благоприятно влияющие на многие стороны механизмов развития и прогрессирования заболевания;
  • питьевое лечение минеральными водами (воды малой минерализации) по специальным методикам.

При вторичных дискинезиях необходимо проводить лечение основного заболевания. В ряде случаев по показаниям используются инвазивные методы лечения дисфункции сфинктера Одди:
- эндоскопическая баллонная дилатация;
- введение в сфинктер токсина ботулизма;
- установление временного катетера-стента в желчный проток;
- иссечение сфинктера (эндоскопическая сфинктеротомия; хирургическая сфинктеропластика).

Профилактика дисфункциональных расстройства билиарного тракта:

1. рациональное питание с индивидуально отработанным режимом приема пищи;
  2. уменьшение психо-эмоциальных влияний на  ЖКТ, в том числе на желчевыводящие пути;
  3. лечение хронических заболеваний других органов для устранения интерорецептивных рефлексов с них.

Прогноз благоприятный при своевременной диагностике и лечении.

Запишитесь на прием по телефону +7 (812) 600-67-67
или заполнив форму online - администратор свяжется с Вами для подтверждения записи

«ЮНИОН КЛИНИК» гарантирует полную конфиденциальность Вашего обращения.

Барановский Андрей Юрьевич

Медицинский директор клиники, доктор медицинских наук, профессор, врач высшей категории, гастроэнтеролог, гепатолог, диетолог, терапевт, руководитель центра ВЗК, Член правления Всероссийского научного общества гастроэнтерологов

Наш коллектив

• 13
    Более 13 лет мы оказываем помощь в решении проблем здоровья. Тысячи благодарных пациентов!
  • Б
    В 2013 году закуплено новейшее оборудование, клиника переехала в новое здание. Европейский уровень медицинских услуг!
  • "Юнион Клиник" - Петербургский филиал клиники "ОН КЛИНИК", удостоенной звания "Компания года", номинация "Медицина"
  • P
    Бронирование парковочного места по звонку пациента. Пожалуйста, звоните не позднее чем за час до приема.

Мы гордимся нашими врачами, ведь среди них есть специалисты мирового...

Часто задаваемые вопросы и ответы специалистов клиники "Юнион Клиник"...

Корпоративным клиентам

Альтернатива полису Добровольного медицинского страхования.